Знакомство с садовыми стилями
Изучение садово-парковых стилей не только интересное, но и полезное занятие для владельца сада, оно помогает избавиться от многих заблуждений. В садовом дизайне уже многое придумано, и мы не будем пренебрегать опытом талантливых людей.
Древние сады
В древности сады могли себе позволить только царственные особы, знатные и очень богатые люди. Например, одним из семи чудес света, увы, ныне утраченным, считались висячие сады Семирамиды в Вавилоне (У11 в. до н. э.). Легенды рассказывают об их небывалой красоте, экзотических деревьях, фонтанах и водопадах.
Во внутренних двориках Древней Греции устраивались небольшие водоемы с мозаичным рисунком на дне. Ставились растения, выращенные в кадках.
Сады при двориках римских домов продолжали греческую традицию. Римская же знать строила роскошные виллы и дворцы, окруженные садами. В непосредственной близости к вилле размещались регулярно распланированные декоративные прогулочные сады. В искусстве стрижки зеленых насаждений и цветоводстве римляне достигли высокого уровня. Садовое искусство Древнего Рима использовало практически весь известный сейчас арсенал приемов декоративного садоводства. В композицию садов включали перголы, непременными элементами были скамьи, фонтаны и каскады, декоративная скульптура, стриженые кустарник и деревья, цветочные композиции. Госпиталь в Арли (Франция) с оригинальный дизайном внутреннего двора художник Ван Гог называл «античным садом».
Сады Рима искусно использовали горный рельеф и разбивались так, чтобы с террас, соединенных между собой лестницами и пандусами, открывались прекрасные виды. Такие регулярные сады на рельефе с многочисленными водными затеями (бассейнами, каскадами, фонтанами) стали называть итальянскими.
Средневековые сады
Средневековые сады Западной Европы были совсем иные. Они представляли собой небольшие сады для разведения плодовых и лекарственных растений в замках и монастырях: регулярные сады квадратной или прямоугольной формы с двумя пересекающимися, перпендикулярными друг другу дорожками, образующими крест, в точке их пересечения располагался колодец или большое плодовое дерево. Крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа.
«...Кухонный сад не должен представлять собой унылые заросли овощей, но
должен иметь свои стриженые аллеи, обсаженные лавандой или розами, колодец
и фонтан, и даже беседки, затянутые растительностью, или решетчатые башенки,
как в саду удовольствий».
Маркхэм (1615)
С наступлением эпохи Возрождения оформление садов стало меняться. Изменилась идеология, сад должен был приносить максимальное удовольствие. Прекрасный пример тому — сад в Вияндри во Франции, доказывающий, что овощи и фрукты могут быть украшением сада.
Сады эпохи Возрождения расположены на террасах, вписаны в окружающее пространство, украшены лестницами, скульптурами, многочисленными водными устройствами. Человек украшал природу, доставляя себе душевное удовольствие.
Новое видение природы и мира трансформировало и сады. На смену небольшим садам эпохи Возрождения пришли огромные барочные сады (слово «барокко» с итальянского языка переводится как «странный», «причудливый»). Такие сады требовали крутого рельефа, дворец — на вершине холма, сады со скульптурами — на террасах. Назначение садов стиля барокко — поражать и забавлять. Использовались водные «шутихи», «обманки» (живописные полотна, на которых были нарисованы деревни, дальние перспективы и др.), их располагали на границе сада, маскируя в зелени.
В садах барокко — крупные массивы растительности, водные каскады, ущелья. Им противостоит изящный кружевной «цивилизованный» партер.
Символом классицизма можно считать Андре Ленотра, вершина его творчества — Версаль — эталон классического французского регулярного парка. Горизонтальная композиция уходит в бесконечность, территория парка грандиозна. Человек, попадая в Версаль, не может взглядом охватить композицию, этого и добивался Ленотр. Он создавал резиденцию Короля-Солнце. Здесь все подчинено разуму и королю: цветы собраны в композиции, деревья в стриженые массивы, частное подчинено общему, все подчиняет себе центр — дворец Людовика ХIV. Всевластно солнце — безгранична власть короля — безграничен версальский парк. Король так полюбил свой Версаль, что сам показывал его гостям, даже сам наметил маршрут прогулки и написал путеводитель «Как показывать сады Версаля» (1702-1704). В ХVII веке Версаль стал эталоном роскоши и вкуса, классицизм начал свое триумфальное шествие по миру.
Родиной классицизма стала Франция. Классицизм можно считать стремлением победить необузданность мира. Главной целью знания и науки было провозглашено господство человека над природой. Художники классицизма видели природу разумно устроенным механизмом, в основе которого симметрия, ритм, гармония, равновесие.
Но постепенно в моду стали входить пейзажные парки. Регулярный парк, прошедший в Европе тысячелетний путь развития, не сдался без боя. Пришедший с Востока пейзажный парк имел и сторонников, и не менее горячих противников. Хотя именно Англия считается родоначальницей пейзажного стиля (пейзажный сад и называется английским), как раз там борьба была особенно острой. Моделью пейзажного сада стала идеализированная природа с лесом, полянами, водоемами, статуями. Границы участка обозначались скрытым рвом или изгородью, которые не пропускали в сад диких или домашних животных, но не портили вид из дома. В отличие от сада регулярного, где человек природу «строил», в саду пейзажном, английском он пытался стать частью этой природы, слиться с ней. Чтобы полюбоваться английскими парками необязательно ехать в Англию, прекрасные примеры таких парков — Павловск в России и Софиевка в Украине.
Если регулярные парки критиковались за обособленность от внешнего пространства, за несвойственную природе прямолинейность, искусственность, то пейзажные сады ругали за слепое копирование природы, отсутствие искусства, чрезмерное слияние с природой.
Окончательно пейзажный стиль сформировал Уильям Кент. Он отказался от прямых аллей, в саду прокладывалась сеть живописных дорожек. Созданные им прекрасные пейзажи производили впечатление ественности. В пейзажные парки часто включались китайские павильоны, пагоды, горбатые мостики, беседки. А цветы постепенно исчезли из садов. Сразу за стенами дома начиналась дикая природа.
Восточные сады
Сады Востока можно разделить на две категории — сады мусульманские и сад Дальнего Востока, китайские и японские.
Каковы же характерные элементы мусульманского сада, рая для праведников? Огороженное пространство, вода, игра света и тени, четкий геометрический план, пышная растительность. Мусульманский сад воплощал собой особый мир, изолированный от повседневных забот.
Квадратный мусульманский сад делился на четыре более мелких квадрата, которые, в свою очередь, могли быть разделены на еще более мелкие. Квадраты образовывались дорожками и с помощью мелких и узких каналов с водой, в центре квадратов – фонтан или бассейн. Этот принцип организации сада называется «чор-бак», в основе его лежит древняя символика числа четыре, которое символизирует четыре священных элемента – Огонь, Воздух, Воду и Землю. Журчание воды по мрамору каналов и в фонтанах, роскошные деревья, ароматные цветы, бродящие павлины, птицы, поющие в золоченых клетках, — действительно рай, особенно для жаркого и засушливого Востока. В VIII веке после завоевания арабами юга и северо-востока Испании мусульманские сады появились в Европе, они хранились в Альгамбре и Генералифе (Гранада).
В отличие от мусульманских сады Дальнего Востока были пейзажными. Философия китайского сада лучше всего воплощена в садах чиновников, где нет парадности императорских парков. Чиновники в Китае были людьми высокообразованными, поэтами и философами, уходя в отставку, они увлеченно занимались садами. Особенно ими славится город Сучжоу близ Шанхая. Его часто называют тайской Венецией, так как он расположен на берегах речных рукавов Янцзы и каналов; вплоть до XIX века этот богатый город-сад имел гораздо больший поэтический и экономический вес, чем Шанхай. Сегодня четыре сада Сучжоу имеют статус мирового культурного достояния и находятся под эгидой ЮНЕСКО. История китайских садов насчитывает более 3 тысячелетий, мы можем посмотреть сады, которым всего 3-5 веков, но они устроены по канонам, уходящим в глубь веков.
Китайский сад — всегда выделенное место. Он всегда огорожен стеной из кирпича, обмазанного глиной и побеленного. Глухая высокая стена надежно скрывала жизнь обитателей от посторонних взглядов. На ее белом фоне зерцали тени от цветов и бамбука в лунную ночь, на стене оставляли пространство, где почетные гости или друзья хозяина могли что-либо начертать, на вершине стены могли даже разбить клумбу. Ни один сад не обходился без богато украшенных ворот, очень важен вид, открывающийся из них на сад.
Планировка классического китайского сада продолжает планировку жилого дома. В центре сада расположено пустое пространство — обычно пруд. Замкнутые дворики и тенистые уголки — самостоятельные пространства, перетекающие друг в друга.
Главное достоинство сада — его естественность.
Сад соответсвует ландшафту местности, в нем используются только природные материалы. В китайских садах невозможны симметрия, прямые аллеи, газоны, все, что отсутсвует в природе. Для китайца природа не храм и не мастерская, китайская культура не знала ни обожествеления, ни у умаления природы.
Обязательным элементом сада была вода, часто она занимала более половины территории сада. Водоемы имели практическое значение: из них брали воду для хозяйственных нужд, около них гуляли и устраивали пикники, в них разводили рыбок. Они строились так, чтобы в воде отражались скалы и острова.
Непременным элементом сада были камни. Камень считался материалом полуприродным-полурукотворным, он создан природой, но поддается обработке. Камень уравновешивает стихии Дерева и Воды и творения человека — архитектурные сооружения. Самыми лучшими считались камни со дна озера Тайху, валуны причудливой формы с множеством отверстий. Хотя форма их — работа божественных сил, не считалось предосудительным улучшить «работу Неба» с помощью долота и зубила или закоптить дымом отверстия в нем. Камни могли стоять в одиночестве, группой или на фоне стены, дополнять растения или здния, возвышаться над водой, служить скамьями, столами, экранами.
Назначение сада не только показать разнообразие форм растительной жизни, но и подчеркнуть мгновенный, не вечный характер жизни. В саду создавали уголки для посещения в разное время года: зимние пейзажи составлялись из сосен и слив; весенние — из цветущих вишен, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов; летние — из летних цветов и лиственных деревьев; осенние — из хризантем и мандариновых деревьев.
Какие растения росли в китайском саду? Вечнозеленая сосна, символ вечности и благородства духа; стойкий бамбук, который в самую сильную бурю гнется, но не ломается; персик, дерево счастья; цветущая слива, символ душевного целомудрия и чистоты; груша, радующая взгляд своим нежным цветением; плакучие ивы, символ женственности; магнолии; ароматные абрикосовые и мандариновые деревья. Оригинальная черта китайского садоводства - выращивание карликовых деревьев бонсаи; здесь требуется знание растений, большое искусство, долгие годы терпеливого труда.
Китайский сад немыслим без архитектурных сооружений, разбросанных по всей усадьбе, каждое из них имеет свое назначение. По крытым галереям можно прогуливаться в любую погоду, по мостикам переходить через пруды и каналы, в павильонах – отдыхать или работать. Это террасы для созерцания видов, павильоны и беседки для уединения, домики для ученых занятий, медитации, чаепития, музицирования, купания, приготовления снадобий, любования снегом, послеобеденного сна. Строения имели поэтические названия, например, Зал успокоения сердца, Беседка любования цветами, Кабинет снегов, Веранда сливового цвета, Терраса весенних зорь.
Дом открывается саду, сад входит в дом. Но сад открыт и миру, и далекая гора тоже входит в сад. Введение в пейзаж предметов, этому пейзажу не принадлежащих, то есть «пейзаж за пределами пейзажа», называется принципом заимствования вида, например в пейзаж могли вводиться пагода или холмы за границами участка.
Дорожки причудливо петляют, образуя чудесный рисунок, их покрывают аккуратно подобранные камешки, сложенные в изящный узор или рисунок. Даже утонченные эстеты не пренебрегали соображениями практичности в саду. Наличие извилистых дорожек для прогулок не отменяло практичных прямых дорожек от дома до ворот.
Для прогулки по саду существовал маршрут, связывающий композицию сада в одно целое, раскрывающий садовые картины перед гостем одну за другой в определенной последовательности, своеобразный сценарий садового спектакля.
Высокой культурой создания живописных пейзажных садов обладает Япония. Сейчас японские сады популярны во всем мире. Они таят особое очарование, несмотря на кажущуюся статичность, наполняют посетителя красотой, побуждают к размышлениям и глубоким переживаниям. Не зря во многих странах мира есть Общества любителей японских садов, несколько лет подряд международные конференции этих обществ проводятся в Литве.
Первые упоминания о японских садах относятся к 74г.н.э. Основополагающие идеи японских садов были вывезены из Китая. Японские сады создавались как неотъемлемая часть архитектурных ансамблей, любоваться ими можно было из дома, сдвинув стенные панели. В садах ценили раноцветущие растения, для осеннего цветения использовали хризантемы, особой популярностью пользовались рододендроны. Ценили вечнозеленые и хвойные растения.
Создание садов считалось уделом образованных и утонченных людей, им занимались аристократы. Уже в ХI веке в Японии было издано руководство по садовым ландшафтам. В качестве модели сада использовалась сама природа: если вы хотите что-то сделать в своем саду, посмотрите сначала, как это выглядит в природе, постарайтесь понять, как это получилось. Потом вернитесь в сад и постарайтесь воссоздать то, что вы увидели и поняли. Постарайтесь изучить доступные вам образцы мастеров прошлого.
На культуру Японии большое влияние оказал дзен-буддизм. В дзенских храмах и монастырях устаивались сады с «сухим» пейзажем. Самый известный из них — это сад камней в храме Реандзи в Киото, созданный в 1499 г., до сих пор это место паломничества туристов, объект мирового наследия. Японские сады не только радуют глаз, они служили и служат пищей для ума и чувств.
О противопоставлении в европейской ландшафтной архитектуре стиля английского, пейзажного и стиля французского, барочного, регулярного написано много. Теперь, пожалуй, никто не увидит в подстриженном деревце «невольника с золотой цепью» (Карамзин), победу разума над природой или символ абсолютной монархии, скорее мы полюбуемся строгой геометрией кроны и изысканным узором партера, который это деревце украшает. Облетела идеологическая шелуха, мы можем применять в своих садах элементы обоих стилей, стараясь так воздействовать на «принадлежащую» нам природу, чтобы превратить ее в прекрасный сад, в произведение садового искусства.
Что же сейчас привлекает нас в регулярных садах? Образ порядка, аккуратность, элегантность симметричного рисунка. Что можно сказать еще? Регулярный сад - парадный, ухоженный, эффектный, декоративный.
Что труднее создать: партер или миксбордер? А что труднее написать, натюрморт или пейзаж? Кто ответит на этот вопрос? Сложно ли ухаживать за регулярным садом? Пожалуй, ненамного сложнее, чем за садом ландшафтной планировки или природным, хотя методы работы у садовников будут разные. Да, в регулярном саду нужно стричь живые изгороди и деревья, ухаживать за однолетниками, выпалывать сорняки. Но если не ухаживать за миксбордером, он тоже перестанет производить то впечатление, ради которого создавался. А элегантная небрежность сада в природном стиле, ощущение «дикости», запущенности — это только иллюзия, такой сад требует особого, но тоже тщательного ухода. Никакой сад не может сам о себе заботиться.
Нельзя не восхищаться дворцами, фонтанами, сложным узором партеров Петергофа. Великолепен Оранжерейный сад. Теперь его назвали бы декоративным огородом, там, где сейчас на грядках высажены красные розы, раньше росли овощи. Использование в саду душистых цветов и трав — одна из древнерусских садовых традиций, близкая Петру. В садах петровской эпохи выращивали мяту, ромашку, мелиссу, шалфей, иссоп, майоран, базилик. Оранжерея предназначалась для содержания нежных иноземных растений в холодное время года, и сейчас здесь сохраняют зимой теплолюбивые кадочные растения (стриженый самшит, а раньше также померанцевые и лавровые деревца), которые летом выставляют на воздух.
Каковы же атрибуты регулярного стиля? Это высокие и низкие живые изгороди, симметрично расположенные вазоны или садовые скульптуры, стриженые кустарники и деревья, штамбовые растения (розы), статуи, кадочные растения. Вы считаете, что статуя слишком помпезна для вашего сада? Замените ее птичьей поилкой на ножке, солнечными часами, современной скульптурой или просто геометрической формой (шаром, кубом). Для малых садов скульптура должна быть пропорциональна площади садика. Главное — умеренность, лучше одно стильное украшение, чем множество мелких, и, пожалуйста, никаких гномов. В английских современных партерах в фигурах, ограниченных низенькими живыми изгородями, растут нестриженые, «лохматые» растения, которые «выплескиваются» из предназначенных для них площадей.
Классическим приемом в барочных садах было понижение уровня, партеры, расположенные в углублении, «утопленные» сады. Перепад высоты составлял 30-50 см, причем чем меньше садик, тем меньше глубина перепада. «Утопленный» сад может быть композиционным центром и современного сада, здесь можно расположить и водоем, и зону отдыха.
Партеры обрамлялись высокой, двухметровой живой изгородью. В Петербурге и Москве невозможна тиссовая или самшитовая живая изгородь такой высоты. Роль французского самшита в России играла липа, «липовый шпалерник». Из чего сегодня сделаны «зеленые стены» в Петергофе? Липа, кизильник блестящий, барбарис, спирея, акация.
Кстати, небольшие регулярные сады были в большинстве русских усадеб. Центром усадьбы всегда был дом, к нему примыкал регулярный
французский партер (парадная часть), который переходил в английский, пейзажный парк. Ну а за парком следовали поля и леса.
Элементы регулярного стиля опять в моде. Вряд ли вы сможете (да и захотите ли?) воссоздать Петергоф или Версаль у своего порога, но регулярный стиль может быть применен в саду любого размера, его элементы будут уместны в любом саду. Элементы регулярного стиля можно увидеть на любой выставке садов, были они представлены и на выставках садового дизайна в Шомон-сюр-Луар-2005 (Франция) и в Челси-2004 (Англия).
Говоря о русских садах, нельзя не вспомнить Андрея Тимофеевича Болотова (1738-1833), одного из первых агрономов и садоустроителей России, всесторонне одаренного и невероятно работоспособного человека. Опираясь на опыт проектирования Богородицкого парка и родовой усадьбы Дворяниново, а также изучение трудов иностранных авторов и, особенно, К. Гиршфельда, переведенных им на русский язык, он разработал свой оригинальный взгляд на садовое строительство в России. Болотов сочетал в саду художественные и утилитарные требования.
Болотов предлагает использовать местные породы деревьев и кустарников (хвойные, березы, ивы, ольха) — морозостойкие, жизнеспособные, красивые не только летом, но и зимой. Главное искусство — подражать природе, объединяя естественные краски. «...Сама натура и натуральное положение и состояние каждого места его (хозяина) по всем надоумить может». Около дома и при подъезде к нему он использовал регулярные элементы. Для сада же важно не столько знание геометрии, сколько умение видеть красоту, «естественным красотам придавать еще более пригожества и приятности».